Архитектура Курс лекций по истории искусства Эпоха Возрождения Машиностроительное черчение

Гуманитарный факультет

 Романтизм (франц. romantisme), идейное и художественное движение в европейской и американской культуре конца 18 – начала 19 вв. Зародившийся в качестве реакции на рационализм и механицизм эстетики классицизма и философии Просвещения, утвердившийся в эпоху революционной ломки старого миропорядка, романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе и бесконечному, жажду совершенства и обновления, пафос личной и гражданской независимости.

Импрессионизм (франц. impressionnisme от impression — впечатление) — в конкретноисторическом  значении течение французской живописи последней трети XIX в. Весной 1874г. группа  молодых художников живописцев: К. Моне, О. Ренуар, К. Писсарро, А. Сислей, Э.  Дега. П. Сезанн. Б. Моризо, проигнорировав жюри официального Салона, устроила собственную выставку. Всех этих очень разных художников объединила общая борьба с консерватизмом и академизмом в искусстве.

Абсолютизация зрительного подхода к изобразительному искусству сделала импрессионистов «фанатиками  зрения», приносящими в жертву оптическому методу разнообразное содержание художественного творчества. Для художника импрессиониста по большей части важно не то, что он  изображает, а важно «как». Объект становится только поводом для решения чисто  живописных, «зрительных» задач.

 Вместе с «коричневым тоном» старых мастеров и презираемых академистов импрессионисты отбросили и всю глубину живописи, ее душу как выражение трансцендентного устремления к пространствен, новременной бесконечности и заменили ее внешним, поверхностным смотрением на предмет, абстрагируя его от всех смыловых связей. Вот почему вместе с наступлением импрессионизма «душа живописи отлетела»

Содержание  понятия «импрессионизм» намного шире названия течения французской живописи последней трети XIX в. Как творческий метод, система мироощущения и самовыражения  художника «импрессионизм», вероятно, всегда присутствовал в истории искусства  задолго до появления этого слова.

 И все же, после французских импрессионистов мир живописи стал иным. Художники уже не могли писать постарому. Прав был Волошин, утверждавший, что мы воспринимаем мир «глазами своих живописцев»  Однако изменения мировосприятия, сыгравшие столь роковую роль для всего развития  искусства XX в., не были отрешением от условностей изобразительного искусства.

Эжен Делакруа.

Эжен Делакруа – французский живописец. Крупнейший представитель  прогрессивного романтизма. Учился в 181622 в Париже. Выступил как смелый новатор с полными напряжённого драматизма картинами на современные, исторические, литературные темы, воплощая в них сильные, мужественные характеры, большие чувства, свободолюбивые идеалы. Внёс в живопись необычайную выразительность цвета, богатство полутонов и рефлексов, свободную, импульсивную манеру письма. Общественным событием становилось появление таких картин Делакруа, как ”Данте и Вергилий”, “Резня на Хиосе”, глубоко жизненная трагическая сцена из борьбы греков против турецкого ига, “Свобода на баррикадах,” в которой символический образ свободы окружён фигурами реальных участников революции 1830 года.

Чувствительная манера

Некий налет романтизма появился уже в конце XVIII века в немецкой и английской живописи, например в полотнах Уильяма Тернера. Но расцвет эпохи романтизма в скульптуре, живописи, как и в литературе и музыке, приходится на 1820 1850е гг. Эжен Делакруа (17981863) выражал силу своих чувств в монументальных, полных блеска и движения произведениях. Оригинальность техники соответствовала дерзости его таланта: так в картине "Свобода, ведущая народ" рисунок позволяет показать движение, а цвет подчеркивает драматизм изображаемых событий и отношение к ним автора. Делакруа отрицал интеллектуальную живопись и надеялся открыть неведомые миры. Неведомая страна грез далекий Восток входил тогда в моду, и романтизм приобретал ориентальный оттенок. Катакомбная живопись не остановилась на отдельных знаках и символах (они могли быть известны также другим, особенно древним и новым восточным культам, откуда многое было воспринято и в позднеантичном искусстве), но определенные мыслительные взаимосвязи были положены и в основу целых композиций.


В дыму канонады Свобода цветущая и мощная женщина ведет на приступ народ Парижа; в блеске июльского солнца ее величавые формы кажутся скульптурно выпуклыми. Сцена происходит в самом сердце Парижа, у городской ратуши; в глубине справа виднеются дома Сите, над которыми возвышаются башни Нотр Дам. Воодушевленный трехцветным знаменем, захваченный успехом революции 1830 г., Делакруа приступил к работе 20 сентября, чтобы прославить в большой композиции это столь значительное событие. В марте 1831 г. он получил за нее награду, а в апреле выставил картину в Салоне. Картина своей неистовой силой отталкивала буржуазных посетителей, которые к тому же упрекали художника за то, что он показал только "чернь" в этом героическом действии. На салоне 1831 года министерство внутренних дел покупает "Свободу" для Люксембургского музея. Через 2 года "Свободу", сюжет которой посчитали слишком политизированным, убрали из музея и вернули автору. Король купил картину, но, напуганный ее характером, опасным в период царства буржуазии, приказал спрятать, свернуть в рулон, затем возвратить автору (1839). В 1848 году картину требует Лувр. В 1852 Вторая империя. Картину опять считают подрывной и отправляют в запасник. В последние месяцы Второй империи "Свободу" снова рассматривали как великий символ, и гравюры с этой композиции служили делу республиканской пропаганды. Через 3 года ее извлекают оттуда и демонстрируют на всемирной выставке. В это время Делакруа переписывает ее вновь. Возможно он делает темнее яркокрасный тон колпака, чтобы смягчить его революционный вид. В 1863 году Делакруа умирает у себя дома. Через 11 лет "Свобода" снова выставляется в Лувре.

Многие произведения Делакруа исполнены на сюжеты произведений Шекспира, Гёте, Байрона, В. Скотта (“Смерть Сарданапала”). В 3040 годах определился характерный для Делакруа круг романтических тем и образов. Он пишет яркие по замыслу полотна на темы древней и средневековой истории (“Правосудие Траяна”, “Взятие крестоносцами Константинополя”), а после поездки в Северную Африку картины, поэтично и красочно, рисующие жизнь народов Алжира и Марокко (“Алжирские женщины”, “Марокканец, седлающий коня”). Делакруа успешно работал и в области монументальной живописи. Во многих поздних произведениях Делакруа обращался к отвлечённым романтическим вымыслам, к поискам чисто живописных эффектов. В то же время им были созданы полные реалистичной смелости портреты., пейзажи, натюрморты, акварели, рисунки.


На главную