Архитектура Курс лекций по истории искусства Эпоха Возрождения Машиностроительное черчение

Гуманитарный факультет

Весьма примечательно, что в лучших статуях античности головы — совсем не самые главные части фигур, они трактованы точно так же, как, скажем, рука, бедро, стопа. Это застывшие маски, которые вследствие своего отвлеченного  геометрического характера не только не несут характерных этнических или психологических черт, но даже не имеют явных признаков пола.

Это приводило к различным  курьезам. Великий знаток античного искусства

Винкельманн посчитал мюнхенскую  статую Аполлона с кифарой изображением

музы, а римская копия головы Афины Фидия долгое время называлась «головой

полководца». Знаменитая «Голова  Перикла» работы Кресилая не является

портретом, и по ней нельзя сказать, как выглядел в жизни этот человек. Не

случайно она считается гермой и снабжена поясняющей надписью. Идеализация,

симметрия, статичность стали как раз  теми качествами, которые были

канонизированы впоследствии академизмом и  превратили искусство греческой

классики в эталон прекрасного для последующих поколений. И тогда мы должны направить наш взор на величайшую фигуру столетия — на Микеланджело, которому, как никому другому, было суждено опередить дух наступавшего времени.

 Греция, прежде всего в искусстве архитектуры и скульптуры, заложила

основы  будущей европейской культуры рациональности и, в частности,

рационального художественного мышления, ставшего в свою очередь основой

Классицизма в  искусстве. В этом состоит главная причина того, что

европейский Классицизм XVI, XVII, XVIII и XIX вв. всегда опирался на

античное искусство не в силу  простого подражания " некоему произвольно

выбранному идеалу, а по  причине рациональности и конструктивности

художественного мышления. Сила этой традиции была настолько велика, что

даже другие направления, течения и стили, такие как Барокко, Романтизм. Би

дермайер, конструктивизм, так или иначе были связаны с этими принципами.

 Существенной является также  связь художественного стиля античного

искусства с культурой стран Ближнего  Востока, откуда оно вышло и в

постоянных отношениях с которым развивалось.  С азиатскими культурами его

сближает полихромия в архитектуре и первоначальной  раскраске мраморных

статуй, любовь к драгоценным материалам, в том числе  инкрустация бронзовых

скульптур — глаз, губ, волос — стеклом, драгоценными камнями, красной медью

и золотом, искусство торевтики, в особенности обработки  золота, «ковровый»

стиль росписи керамики. Примечательно, что в позднейшее время классицисты и

академисты «были больше греками, чем сами греки», игнорируя  в античной

классике именно эти восточные черты. Азиатской была страсть  греков к

созданию колоссальных статуй из золота и слоновой кости. Мы знаем,  что на

Акрополе стояла бронзовая позолоченная статуя Афины ок. 17 метров  высотой

работы скульптора Фидия, который также изготавливал хрисоэлефантинные

статуи до 12 метров. Эта тенденция еще более усилилась в период эллинизма.

Знаменитый родосский колосс (285 г. до н. э.) имел 37 метров в высоту, а

фигура Гелиоса, установленная в Риме рядом с Колизеем,— 39 метров.

 В позднем античном искусстве усиливаются натуралистические тенденции,

что постепенно сводит на нет особенности классического стиля. Английский

историк Е. Доддс в книге «Греки и иррациональное» («The Greeks and the

irrational», 1951) выдвинул гипотезу о том, что именно рационализм и логика

в конце концов погубили греческую культуру и подготовили почву для расцвета

христианского мистицизма.


На главную