Локальная сеть Подключение кабелей Волоконнооптические кабели Кабели для локальных сетей Адаптеры Ethernet Скорость передачи данных Информационные технологии

Лабораторные работы по курсу Информационные технологии. Технологии защиты информации

Информационные технологии

Модернизация библиотечно-информационной деятельности осуществляется в направлении ее технологизации. Через эту стадию развития прошли или проходят все ныне эффективные отрасли экономики и социальной сферы. Поэтому формирование технологического тезауруса и освоение современных информационных технологий составляет ядро профессиональной подготовки специалистов библиотечно-информационной сферы.

Характерной чертой нашего времени являются интенсивно развивающиеся процессы информатизации практически во всех сферах человеческой деятельности. Они привели к формированию новой информационной инфраструктуры, которая связана с новым типом общественных отношений, с новой реальностью, с новыми информационными технологиями различных видов деятельности. Сердцевиной современных информационных технологий являются автоматизированные информационные системы (АИС), создание, функционирование и использование которых привело к возникновению специфических понятий, категорий, приемов и навыков.

Дисциплина «Информационные технологии» принадлежит к блоку общепрофессиональных дисциплин федерального компонента ГОС по специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность» и представляет собой теоретическую и практическую основу изучения процесса организации, хранения и обработки больших объемов данных.

Главная цель дисциплины заключается в формировании системного представления об организации, хранении и обработки больших объемов данных с помощью компьютерных средств.

Данная учебная дисциплина служит логическим продолжением изучения курса «Информатика» и служит основой для изучения цикла специальных дисциплин. Она имеет целью освоение студентами технологического подхода к информационной деятельности как способа ее теоретического осмысления и практического внедрения информационных технологий в различные сферы общественной жизни.

Учебник разработан в полном соответствии с учебной программой дисциплины «Информационные технологии».

Структура издания ориентирована на системное изложение учебного материала. В первой главе «Теоретические основы технологии» представлены технологические уровни развития цивилизаций; понятие, свойства и компонентная структура категории «технология»; структура и принципы технологической системы, а также методология технологии как науки. Во второй главе «Информационная технология: понятийная и структурная характеристика» дана краткая характеристика информационных революций; системная характеристика, свойства, основные направления развития и компонентная структура «информационной технологии»; описана информационная технологическая система. В третьей главе «Классификация информационных технологий» представлены различные классификации. В четвертой главе «Информационные системы» рассмотрены основные понятия информационной системы; описаны разновидности, особенности, типы, свойства и специфика информационных систем; представлены разработка, технологии и модели жизненного цикла информационных систем. В пятой главе «Информационные процессы» рассмотрены основные информационные процессы. В шестой главе «Инструментальные средства информационных технологий» описаны технические, программные и лингвистические средства информационных технологий. Седьмая глава «Регламентирующие документы» посвящена рассмотрению основных регламентов информационной деятельности: государственные нормативно-правовые акты, стандарты, нормативная, организационная и технологическая документация. В восьмой главе «Информационные продукты и услуги» определены понятия «информационный продукт» и «информационная услуга», а также их потребительские свойства, классификация и тенденции развития ассортимента информационных продуктов и услуг. В девятой главе «Информационное производство в структуре общественного разделения труда» представлены основные категории и процессы информационного производства. Десятая глава посвящена базовым информационным технологиям.

В конце каждой главы представлены вопросы для самоконтроля. В издании имеется список использованной литературы, на которую в тексте есть ссылки. Основными источниками для написания данного учебника являются издания следующих авторов – И.С. Пилко, И.А. Коноплева, О.А. Хохлова, А.В. Денисова, Ю.Н. Арсеньева, С.И. Шелобаева, Т.Ю. Давыдова, Г.Т. Артамонова, А.П. Яроцкого.

Пособие предназначено для информационных специалистов, студентов библиотечно-информационных, информационных и иных специальностей и специализаций, изучающих вопросы, связанные с информационными технологиями и их применением в различных областях деятельности.

Технологические уровни развития цивилизаций

Одной из общих закономерностей современного этапа развития общества является рост его технологизации, т. е. развитие и широкое распространение различного рода технологий во всех сферах жизни и деятельности человека. Сегодня большинство специалистов утверждают, что все мы живем в индустриальном технологическом обществе, на смену которому идет информационная эра. В последние годы наблюдается усложнение производственных, экономических и социальных процессов. Широкое развитие кооперации и международного разделения труда, появление автоматизированных производств и стремление производителей гарантировать высокое качество своей продукции для обеспечения ее конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках – все это весьма действенные социальные факторы, которые вызвали к жизни развитие и широкое распространение различного вида производственных технологий. Именно технологизация производственных процессов позволила не только обеспечить потребности современного общества в товарах и услугах массового спроса, но и более эффективно использовать природные и материальные ресурсы, энергию, сырье, оборудование, а главное – экономить социальное время, необходимое для реализации производственных процессов [20, 25, 27].

В своем историческом развитии человечество прошло несколько технологических уровней [1, 7]:

• Первый – был основан на применении энергии, силы, навыков и знаний человека как основного источника и основного пользователя инструментов и орудий (первобытное общество).

• Второй – основывался на использовании энергетических возможностей природы, ветра, воды, огня, силы животных (традиционное общество).

• Третий – связывают с изобретением и применением паровых машин и, соответствовавших этому, средств передвижения: паровоза, парохода (эпоха классического или промышленного капитализма).

• Четвертый – связан с промышленным использованием электричества, химизацией производства, использованием двигателей внутреннего сгорания, механизацией основных видов промышленного, сельскохозяйственного труда, с созданием электроники, процессоров, современной вычислительной техники и средств связи (переход от индустриального к постиндустриальному обществу).

• Пятый – представляет собой максимальную автоматизацию всех процессов в промышленности, сельском хозяйстве, добывающих отраслях, образовании, науке, культуре, быту и т. д. В соединении с новейшими биотехнологиями, возможностью создания материалов с заданными свойствами, гарантией экологической безопасности и максимально рациональным использованием земных и космических ресурсов он составляет технологическую основу информатизации и интеллектуализации общества, ведущей к его материальному и духовному благополучию.


На главную