Локальная сеть Подключение кабелей Волоконнооптические кабели Кабели для локальных сетей Адаптеры Ethernet Скорость передачи данных Информационные технологии

Лабораторные работы по курсу Информационные технологии. Технологии защиты информации

Лабораторная работа №4 Разработка документа Microsoft Excel

1. Цель работы: Изучить принципы построения связанных таблиц Microsoft Excel.

2. Постановка задачи: Разработать электронный документ на 3 листах, включающий титульный лист (ТитЛист), а также лист 1 с таблицей 1 (Табл1) и лист 2 с таблицей 2 (Табл2). Переименовать листы по заданию преподавателя. На листах 2 и 3 создать таблицы, учитывающие затраты на оборудование и оснастку, состоящие из 2 столбцов. Левый столбец форматировать как текст, правый – как число с двумя знаками после запятой. Последняя ячейка правого столбца каждой таблицы (итоговая) должна суммировать значения верхних ячеек. На титульном листе создать ячейку, суммирующую итоговые значения таблиц 1 и 2.

 3. Работа в среде табличного пакета Microsoft Excel

  Обработка табличных документов – наиболее массовый вид прикладной деятельности на ЭВМ различного рода организациях, офисах. Среди средств, обеспечивающих данный вид деятельности, наиболее распространенным является пакет Microsoft Excel. Другими словами, Microsoft Excel - программа для расчетов с помощью электронных таблиц.

  После активации пиктограммы Microsoft Excel двойным щелчком мыши производится загрузка резидентной части пакета с выходом на его главное окно, общий вид которого представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 – Главное окно пакета Microsoft Excel

  Главное окно пакета в минимальном составе содержит четыре основных поля:

первая строка (строка заголовка) содержит имя пакета и имя активного в данный момент документа, а также кнопки для управления режимом визуализации окна и завершения работы с пакетом;

вторая строка содержит главное меню;

третье поле представляет собой рабочее окно текущего документа, через которое пользователь не только имеет возможность просматривать весь документ, но и производить сам процесс создания/редактирования его; рабочее окно обрамлено координатной разметки клеточной сетки таблицы, позволяя легко адресовать конкретные клетки таблицы;

четвертая строка содержит рычажки для перемещения окна просмотра текущей страницы.

Стандартно книга редактора Microsoft Excel состоит из трех листов (см. рисунок 1). Для того, чтобы переименовать или добавить листы необходимо нажать правой клавишей мыши на название листа и в появившемся меню выбрать соответствующий пункт (рисунок 2).

Рисунок 2 - Меню MS Excel «Переименовать»

 

По умолчанию листы MS Excel не имеют разметки (не видно области печати), что крайне не удобно при работе. Для установки разметки страницы, в меню «Вид» необходимо выбрать подменю «Разметка страницы», в свободную ячейку вставить 2 – 3 пробела и растянуть документ до нужного формата (до 1 страницы). Перед этим необходимо установить 100% размер (рисунок 3).

Рисунок 3 – Установка размера страницы

 Для того, чтобы создать очертания таблицы необходимо, нажимая левую кнопку мыши обвести нужное количество строки столбцов, и нажать значок .

Передвижение по таблице осуществляется щелчком мыши по нужной ячейке, используя полосы прокрутки, либо с помощью клавиатуры согласно таблице 1.

Таблица 1 – Клавиши и перемещения в таблице

Клавиша

Перемещение

стрелка влево

на ячейку влево

стрелка вправо

на ячейку вправо

стрелка вверх

на ячейку вверх

стрелка вниз

на ячейку вниз

Tab

на ячейку вправо

Shift+Tab

на ячейку влево

Home

в первую колонку строки

Ctrl+Home

в начало таблицы

Ctrl+End

в последнюю использованную ячейку

Alt+PgDn

одна страница вправо

Alt+PgUp

одна страница влево

PgDn

одна страница вниз

PgUp

одна страница вверх

Выделение ячеек и областей осуществляется согласно таблице 2.

Таблица 2 – Выделение ячеек и областей

Выделяется

Действие

ячейка

двойным щелчком войти в режим редактирования содержимого ячейки, а затем двойным щелчком выделить

строка

щелчок по номеру строки

столбец

щелчок по номеру столбца

соседние строки или столбцы

буксировка мыши по номерам строк или столбцов

вся таблица

щелчок по кнопке в левом верхнем углу таблицы (пересечение номеров строк и номеров столбцов)

прямоугольный фрагмент таблицы

буксировка курсора по диагонали выделяемой области из текущей ячейки

не смежные области

выше описанные способы при нажатой клавише Ctrl

 Для ввода данных надо перейти к требуемой ячейке, щелкнув по ней.

а)

Ввод числа заканчивается клавишей Enter или переходом к другой ячейке. Допускаются целые и вещественные числа, как с фиксированной точкой, так и в экспоненциальном формате. В качестве разделителя целой и дробной частей по умолчанию используется запятая. Если число не умещается в колонке, то отображается ########. Число в выделенной ячейке может быть представлено в различных форматах. Формат чисел в ячейках задается в меню «Формат» подменю «Ячейки» (рисунок 4а). В появившемся меню «Формат ячеек» (рисунок 4б) необходимо выбрать нужный формат.

б)

Рисунок 4 – Установка формата ячеек: а) меню «Формат»; б) меню «Формат ячеек»

 Ввод текста также заканчивается переходом к другой ячейке. При этом весь текст помещается в ячейку, но не весь может быть виден.

 Ввод формул начинается со знака равенства, например, =1+2 это формула, которая видна в строке формул, а в ячейке будет виден результат 3. В отличие от формулы запись 1+2 является текстом.

Формулы могут включать обращение к одной или нескольким встроенным в MS Excel функциям. После имени каждой функции в скобках задаются аргументы; если функция не использует аргументов, то за ее именем следуют пустые скобки () без пробела между ними. Аргументы отделяются точкой с запятой. В качестве элемента формулы может выступать адрес ячейки, т.е. в вычислении участвует содержимое этой ячейки. Функции (а их несколько сотен) вводятся с помощью «Мастера функций», который вызывается кнопкой  Стандартной панели инструментов (рисунок 5).

 

Рисунок 5 – Мастер функций

Установка суммирующей ячейки: выделим под суммирующую ячейку правую нижнюю. Для того, чтобы сделать ее суммирующей необходимо сделать следующее: выделяем ячейку, заходим в меню «Вставка» и выбираем подменю «Функция». Здесь выбираем СУММ (суммирование). Используя появившееся меню (рисунок 6) задаем ячейки, которые необходимо суммировать.

Рисунок 6 - Меню установки суммируемых ячеек

В отчете отразить последовательность действий по созданию связанных таблиц, дополнительно представить формулы суммирования.

В выводах отметить результаты работы.

4. Содержание отчета:

- 1. Цель работы - краткая формулировка поставленной цели.

2. Постановка задачи – формулирование задачи в соответствии с индивидуальным заданием.

- 3. Порядок выполнения - определяются действия, необходимые для выполнения данной работы.

- 4. Описание разработанного документа:

-  название файла (файлов), его размер (-ы),

- текст документа (или фрагмент для решения конкретной, наиболее важной части задания).

- 5 Результат работы:

структура (внешний вид) документа полученного в результате работы;

анализ полученных результатов.

Выводы – краткая характеристика работы и полученных результатов (отвечают на поставленную цель).


На главную