Локальная сеть Подключение кабелей Волоконнооптические кабели Кабели для локальных сетей Адаптеры Ethernet Скорость передачи данных Информационные технологии

Лабораторные работы по курсу Информационные технологии. Технологии защиты информации

Рынок информационных продуктов и услуг: структура и характерные особенности

Одновременно с формированием информационного сектора экономики идет процесс создания информационного рынка, регулирующего обмен информационными продуктами и услугами (в частности, право на использование информации).

Существуют разные подходы к определению понятия «информационный рынок». Под категорией «информационный рынок» может пониматься как сфера товарного обращения, где формируется спрос, предложение и цена на товары, так и место, где происходит торговля. Информационный рынок является частью рынка, где предметом обмена является специфический товар – информация, точнее, информационные продукты и услуги.

Наиболее полно содержательную сторону термина «информационный рынок» отражает следующее определение: информационный рынок есть система экономических, правовых и социально-психологических отношений, складывающихся в условиях многообразия форм собственности и конкуренции при обмене информационными продуктами и услугами между создателем (либо продавцом) и потребителем в процессе удовлетворения информационных потребностей.

Применительно к научной и технической информации рыночные отношения в классическом понимании имеют значительные ограничения. Эти ограничения обусловлены тем, что основным принципом рынка является прямое увеличение прибылей от реализации продуктов и услуг. Однако особенность информационного рынка научной и технической информации состоит в том, что:

– значительная часть информации (в форме информационных продуктов и услуг) направлена на обеспечение информированности общества в целом, информационного обеспечения научных исследований и разработок, поддержание процессов подготовки специалистов и т. п., а не на получение прямых доходов и прибылей. В связи с этим возникает первое противоречие между социальной функцией информации и ее недоступностью вследствие каких-либо причин, в частности, установления высоких цен, отсутствия каналов связи и пр.;

– информация может быть востребована как в настоящий момент, так и спустя длительное время. В связи с этим появляется задача сохранения информации, которую решают библиотеки, архивные службы и т. п. Возникает второе противоречие, вызванное необходимостью оперативного информирования общества о новых достижениях и сохранения информации как национального информационного ресурса, обеспечивающего потенциал страны;

– информация по своей сути интернациональна, для нее не существует государственных границ. Закрепление информации в форме продукта на том или ином носителе не означает, что собственно информация не может быть передана в ходе беседы, дискуссии, сообщения на конференции. Развитие телекоммуникации (сеть Интернет) делает процесс передачи информации прозрачным. Таким образом, третье противоречие заключается в открытости информации как таковой и стремлении отдельных структур (на уровне государства, фирмы, творческого коллектива) или личности не делать достоянием общественности ту или иную часть информации по тем или иным причинам.

Исходя из этого, рынок информационных продуктов и услуг не может ориентироваться исключительно на коммерческие принципы, не может быть замкнут в рамках официальных границ того или иного государства, то есть информационный рынок характеризуется максимальной степенью открытости, обусловленной телекоммуникацией, особенно использование ресурсов Интернета. Расширение связей между национальными индустриями информации, их взаимодействие и взаимодополняемость определяют объективность существования мирового информационного рынка.

Как показывает опыт развитых стран, исключительно на рыночных принципах не работает ни одна информационная структура. Это связано с тем, что процессы формирования информационных продуктов и услуг, особенно в сфере научной и технической информации, весьма дороги и в значительной степени ориентированы на распространение в нерыночных секторах экономики (наука, образование, культура).

Вкладывая средства в информационную деятельность, государство исходит из того, что результаты этих вложений принадлежат государству, то есть его гражданам, и не требуют оплаты, поскольку созданы за их счет. Бесплатная или льготная реализация информационных продуктов и услуг, произведенных за счет государства, нарушает право на свободу конкуренции и тем самым ставит в заведомо худшие условия негосударственных участников информационного рынка. Данная проблема должна быть решена государством.

И мировой, и российский информационные рынки подразделяются на следующие сектора:

– сектор деловой информации, охватывающий биржевую и финансовую, экономическую и статистическую, коммерческую информацию, а также деловые новости;

– сектор научно-профессиональной информации (научно-техническая, медицинская, юридическая и др.), охватывающий документальную, библиографическую, реферативную, справочную информацию и данные в области фундаментальных и прикладных, технических и общественных наук, отраслей производства и сфер человеческой деятельности и обеспечивающий доступ к первоисточникам через систему распространения информации (специализированные службы, библиотечный сервис и пр.);

– сектор массовой, потребительской информации, охватывающий новости и литературу, справочники, энциклопедии, потребительскую и развлекательную информацию, ориентированную на домашнее, а не на служебное и промышленное использование;

– сектор социально-политической информации, обслуживающий органы государственной власти и управления статистической, социальной, архивной и специальной информацией.

К настоящему времени в России достаточно эффективно функционируют сектора массовой информации, научно-профессиональной информации для специалистов, включая область научно-технической информации, быстро формируются сферы экономической и банковской информации. Традиционно хорошо сформирован банк данных по научно-технической информации. К настоящему времени в этой части сектора сосредоточено более 15–20 % всей представленной на рынке информации, именно она определяет состояние развития науки, образования, культуры, социальной сферы.

Российский информационный рынок предлагает отечественному и зарубежному потребителю следующие информационные продукты и услуги:

– печатные издания, которые пользователь может использовать как книгу;

– базы данных на дискетах или компакт-дисках, которые могут быть использованы на персональной ЭВМ пользователя с практически неограниченными возможностями быстрого поиска любого ее фрагмента;

– удаленный доступ к базам данных в режиме on-line, когда требуемая информация поступает на ЭВМ пользователя немедленно, и в режиме off-line, когда пользователь получает информацию в ответ на свой запрос с задержкой;

– консультации специалистов в области информационных ресурсов, содержащие ответ на конкретный запрос пользователя.

Рынок баз данных относится к числу наиболее развитых и быстро расширяющихся секторов современного информационного рынка. Под базой данных как продуктом информационного рынка понимается не программная система, обеспечивающая определенную организацию данных для их эффективной обработки, а собрание записей определенного вида, доступных в электронной форме на различных носителях. Базы данных представляют собой организованный определенным образом массив вторичной (библиографической, реферативной, обзорно-аналитической, фактографической информации) или первичной информации (текстовой, цифровой, графической) в машиночитаемой форме (например, на магнитных лентах, дискетах, компакт-дисках и т. п.) и в определенном формате (с точки зрения структуры и содержания представления информации).

Организации, генерирующие базы данных, как правило, подготавливают на их основе соответствующие информационные издания в печатной форме или на носителях микроизображений. Базы данных выступают важнейшим видом полуфабрикатов при подготовке услуг для конечных потребителей службами, специализирующимися на информационном обслуживании.

Издатели баз данных создают базы данных и несут ответственность за содержание и отбор материала. На информационный рынок базы данных продвигают, как правило, специализированные организации – центры обработки данных или другие поставщики информации, которым издатели баз данных предоставляют последние на условиях аренды или лицензирования. Некоторые из издателей сами являются дистрибьюторами своих баз данных.

Со второй половины 80-х годов XX в. получили распространение базы данных на компакт-дисках (CD-ROM). Они позволяют организовать диалоговый доступ к базам данных непосредственно на компьютере потребителя, не обращаясь при этом к услугам операторов и сетей передачи данных, что привлекает к информационным услугам все новых конечных пользователей. Базы на компакт-дисках оказались наиболее удобной формой вывода на рынок мультимедийной информации и технологий типа гипертекст.

Появление Интернета и технологии WWW, в основе которой лежит технология гипертекста, способствовало тому, что наряду с крупными издателями баз данных (в частности, CAS, BIOSIS, MEDLARS, INSPEC – за рубежом, ВИНИТИ, ИНИОН, ВНТИЦентр, ВИМИ – в России) на информационный рынок вышли небольшие организации или лица, обладающие информацией в электронной форме.

Среди российских организаций, создающих базы данных, которые реально используются для информационного обслуживания, преобладают организации государственной формы собственности (более 85 %). Организациям и предприятиям государственной собственности принадлежит большинство управленческих, учетно-статистических и свыше 90 % исследовательских баз данных. Справочные и адресные базы данных генерируют преимущественно предприятия негосударственной формы собственности, поскольку на данном этапе развития экономики они имеют высокий спрос, что позволяет окупить затраты на их формирование и распространение.

По функциональному назначению преобладают базы данных научно-технической информации (более 36 %), далее следуют справочные (около 16 %), управленческие (11 %), исследовательские (10 %), учетно-статистические (7 %), базы данных коммерческой, официальной, финансовой информации.

Российский рынок информационной продукции и услуг успешно интегрируется в мировой. Достаточно сказать, что новейшие информационные и телекоммуникационные технологии и технические средства появляются на российском рынке одновременно с их поступлением на зарубежные рынки. Сегодня информационный рынок России достаточно полно удовлетворяет потребности страны в программном обеспечении, технических средствах информатизации и развития телекоммуникаций. Тем не менее, рынок информационной продукции и услуг в нашей стране не отличается стабильностью, он не очень четко организован и структурирован и, кроме того, подвержен существенным деформациям.

Важной особенностью российского рынка информационной продукции и услуг является то, что в настоящее время основными потребителями здесь выступают государственные органы, учреждения и организации. Лишь в секторе индивидуальных информационных технологий наблюдается тенденция увеличения числа крупных корпоративных заказчиков, обладающих существенными финансовыми ресурсами, прежде всего банковских структур (в этом секторе количество услуг, предоставляемых им, превышает количество услуг, оказываемых государственным органам). Вместе с тем слабо развит сектор личного потребления и предоставления услуг, направленных на удовлетворение индивидуальных потребностей, то есть рынок в существенно меньшей степени ориентирован на удовлетворение информационных потребностей человека. Подобная односторонняя потребительская ориентация рынка серьезно ограничивает возможности его развития и приводит к деформации информационного пространства, проявляющейся в опережающих темпах роста информационной сферы государственной власти по сравнению с информационной сферой гражданского общества. Объективными причинами подобной деформации являются недостаточный уровень благосостояния населения страны и отсутствие опыта быстрого внедрения в массовое пользование новейших достижений в области высоких технологий.

Несмотря на то, что законодательство РФ уже признает право не только интеллектуальной, но и вещной собственности на информацию, товарные отношения, объектом которых она является, в стране не отрегулированы. В связи с этим сектор информационного рынка слабо развит, и проблема легального предоставления населению и институциональным структурам различных типов информации как самостоятельного вида услуги до сих пор не решена. Напротив, на теневом рынке информация признается значимым, стратегически важным товаром и на ее приобретение расходуются значительные финансовые ресурсы. Такая деформация рынка существенно ограничивает возможности его функционального развития и порождает реальные угрозы информационной безопасности страны.

Существенным моментом является и широкое распространение на рынке информационных продуктов и услуг нелицензированных и несертифицированных товаров и услуг, прежде всего нелегального копирования и использования программного обеспечения. Это не только приносит серьезные убытки отечественным и зарубежным производителям, но и отрицательно сказывается на качестве различных видов информационной деятельности, от чего в значительной мере зависит уровень безопасности в информационной сфере.

Рынок научной и технической информации за последнее десятилетие развивался в три этапа.

Первый этап (1987–1992 гг.) характеризовался благоприятными условиями для развития информационного рынка. В результате активизации предпринимательской деятельности возникли новые информационные потребности, появился относительно надежный платежеспособный спрос. Наличие дешевого информационного «сырья», созданного в рамках государственных информационных структур, позволило множественным коммерческим информационным структурам-посредникам вести целевое, направленное на конкретного потребителя информационное обслуживание.

Второй этап (1992–1997 гг.) был отмечен либерализацией экономики, которая привела к ухудшению макроэкономических условий для развития рынка информационных продуктов и услуг. Их производство стало нерентабельным, что особенно проявилось в секторе научной и технической информации. Небольшие коммерческие структуры были вынуждены либо прекратить свою деятельность, либо ориентироваться на платежеспособного потребителя. Производство же информационных продуктов и услуг в сфере научной и технической информации вновь сосредоточилось в рамках государственных структур, финансирование которых было сведено к минимуму.

Третий этап начался в 1997 г. после принятия Правительством РФ постановления, утвердившего Положение о государственной системе научной и технической информации. Этот документ свидетельствовал об осознании руководством страны необходимости оказания содействия сфере научной и технической информации, финансовой поддержки крупнейшим информационным центрам – создателям и хранителям национальных информационных ресурсов.

Сейчас Россия входит в четвертый этап – этап создания национальной системы научной и технической информации, которая на правовом и нормативном уровне призвана объединить элементы государственной системы НТИ, библиотечной системы, архивных фондов, частного бизнеса. Эти меры должны быть направлены на активизацию процесса интеграции страны в мировое информационное пространство.

Таким образом, рынок информационной продукции и услуг является одним из наиболее динамично развивающихся секторов мирового рынка. Экономическое и геополитическое значение его по мере перехода к информационному обществу будет неуклонно возрастать. В связи с этим ведущие страны мира усилят конкурентную борьбу, пытаясь укрепить свои позиции в глобальном информационном пространстве.


На главную