Лабораторные работы Курс лекций по информатике Локальная сеть

Банковские информационные системы

Проблемы внедрения банковских информационных систем

 Использование компьютера в банковских операциях позволяет расширить применение эконо­мико-математических методов в управлении, оптимизировать некото­рые процессы (например, распределение и размещение мобилизованных средств). При этом повышается оперативность проведения расчетов и, следова­тельно, оперативность принимаемых решений. Появляет­ся возможность расширения спектра оказываемых услуг, повышения их качества и расширения географии за счет более полного использования средств телекоммуникаций.

Однако при внедрении банковских информационных систем (БИС) перед банком по­мимо необходимости больших затрат на закупку платформы (техниче­ские средства и базовое программное обеспечение) и обучения своих специалистов возникает проблема обеспечения максимальной длительности эксплуата­ции приобретенной платформы. Но это сталкивается с тем, что любая плат­форма обречена на быстрое моральное старение, обусловленное уста­реванием оборудования, базового программного обеспечения (опера­ционная система, СУБД, языки программирования) и заложенной в продукт банковской технологии. В этой связи  банк заинтересован в быстрой окупаемости про­екта.

На структуру и содержание БИС оказывают решающее воздей­ствие структура управления и состав банковских операций. Несмотря на достаточно стабильную номенклатуру банковских услуг, их реализация в виде последовательности технологических этапов и приемов может различаться. Сравнивая работу различных банков и оценивая возможность автоматизации их деятельности, надо отметить практическое отсутствие унификации и стандартизации банковских технологий. Технологии выполнения одноименных банковских операций отличаются в различных банках, наблюдается несоответствие целей и функций для одноименных автоматизированных  участков, разнообразие в технологии докумен­тирования одноименных операций, различие форм отчетности, периодичности их представления на разных участках управления в связи со специализацией работников.

 Это привело в середине 90-х годов XX века к появлению на российском рынке большого количества программных средств, обеспечивающих частичную автоматизацию банковской деятельности. Но со временем  стали итегрироваться и широко тиражироваться наиболее эффективные БИС. Фирмы, имеющие разветвленную структуру и закупающие интегрированные системы, распространяют их на все свои филиалы.

Нужно отметить и тот факт, что во многих БИС автоматизированы лишь самые основные, наиболее важные с точки зрения разработчиков системы, задачи. Это мотивировано отсутствием некоторых услуг: факторинга, лизинга, карточных услуг, но есть управленческие задачи, решаемые в любом банке и, как правило, отсутствующие в большинстве отечественных БИС, например: автоматизированный анализ качества кредитного порт­феля, прогнозирование и планирование кредитных ресурсов.

При разработке системы автоматиза­ции могут быть реализованы два альтернативных решения.

Первое решение заключается в том, что проектировщики разраба­тывают систему исходя из сложившейся структуры управления и, таким образом, «увековечивают» ее преимущества и недостатки.

Второе решение предполагает предварительную реорганизацию системы управления и усовершенствование ее в соответствии с современ­ной концепцией организации управления и требованиями руководства уч­реждения.

Анализ БИС показал, что практиче­ское выделение подсистем и задач учитывает их группировку одновременно по трем признакам:

управленческая структу­ра;

трансформация ресурсов;

функции управления.

При этом часть задач реализуется различными технологиями, распределяется между различны­ми АРМ и не повторяется, а некоторые задачи становятся функционально избыточными и оформляются при разработке в виде некоторых уни­версальных технологий, структурно выполненных в форме перемещаемых блоков, одновременно присутствуя в нескольких АРМ и соответствую­щим образом настраиваясь.

Мера функциональной избыточности определяется особенностями управленческой структуры, принятой в банке. При этом ряд управленче­ских задач зачастую не выделяется в самостоятельные, как, например, вся группа задач маркетинга. Это можно объяснить неразвитостью бан­ковских систем управления и нежеланием небольших, небогатых банков тратить деньги на дорогостоящие маркетинговые исследования.

 Принципы проектирования БИС

Интегрированная БИС представляет собой единый программно-технологический комплекс, являющийся средством ускорения освоения, возвратности и сбалансированности ресурсов, контролируемых по заданным условиям финансирования и кредитования. Интегрированная БИС охватывает совокупность банковских задач не фрагментарно, а комплексно, отражая всю сложность их взаимосвязей. Это не совокупность разрозненных и хорошо автоматизированных задач, а такой комплекс программ, которому присущи свойства сложной системы: сложность иерархической структуры; множественность функциональных целей; динамичность в работе при обеспечении управления процессами, носящими вероятностный характер; многофункциональность.

При разработке интегрированных БИС требуется проанализировать большое количество влияющих на их структуру и содержание факторов: общие характеристики банка, ближние и дальние цели и стратегические направления его развития; особенности  уже сложившейся структуры управ­ления; общие принципы построения банковской технологии; ожидаемая архитектура системы и состав функций, подлежащих автоматизации; объем входной и выходной информации, количество входных документов; требования к информационной безопасности. На основе такого анализа выработаны основополагающие принципы проектирования БИС:

Автоматизация рутинных задач.

Сокращение документооборота.

Ведение архива системы. Вос­становление архивной копии базы данных системы. В связи с этим необходимо обеспечить одновременное сопровождение баз данных, хранящих результаты текущего и прошедшего операцион­ных дней. 

Единая информационная база. 

5. Комплексность разработки программного обеспечения, которая предполагает создание совокупности взаимосвязанных программных средств, автоматизирующих ряд банковских функций и организованных в виде целостной системы. При этом для эффективной ее эксплуатации должны соблюдаться принципы согласованной пропускной способности частей системы и гибкости информационного обеспечения при сохране­нии его единства.

 6. Обеспечение безопасности. Ее решение может быть успешным только при ком­плексном подходе, который подразумевает разделение доступа к инфор­мации. Так, для доступа к системе существуют уровни: пересылка файлов в определенную директорию, дос­тупы в определенную директорию, доступ к диску, реализация всех функ­ций на удаленном ПК. Для этого обычно используется система паро­лей, шифрования передаваемой информации, электронной подписи.

Адаптация. Способность адаптации БИС особенно важна в условиях несложившейся банковской системы, несовершенства законодательной базы и нестабильной экономики.

Гибкая структура. БИС должны быть открытыми систе­мами, т.е. допускающими внесение необходимых изменений в модель в случае каких-либо перестроек в банковской сфере. Главным девизом здесь должна служить ориентация систе­мы на автоматизацию управления банковской деятельностью, а не на решение локальных функциональных задач. Гибкость, которая должна обеспечивать адаптацию программного про­дукта без перепрограммирования, также основана на параметризации. Настройка может быть однократной (на момент внедрения) и заключаться в конфигурировании системы по количеству пользователей, особенностям и составу физических устройств, технологическим особенностям реали­зации услуг, структуре аппарата управления, а также при изменении бан­ковской технологии: при изменении плана счетов и алгоритма формиро­вания баланса. Но может быть и текущей, когда ее настройку выполняет бан­ковский технолог или администратор системы.

 «Связывание модулей». Процедуры расширения и настройки системы должны основываться на так называемом «связывании» модулей, которое обеспечивает комплексность системы за счет их интеграции. Например, оплата извещений по пога­шению коммунальных платежей клиента одновременно обновляет пози­ции в текущих счетах, а также другие позиции, затронутые операцией.

Откат. К специальным требованиям, характерным для банковской сферы, от­носится прежде всего возможность отката на дату (контрольную точ­ку) либо технологического отката через систему обратных проводок «красное сторно». При достижении исходной ситуации и ее фиксации сотрудники банка должны иметь возможность внесения изменений и воз­врата с автоматическим расчетом, закрытием и архивацией всех после­дующих дней.

Блокирование ввода. Другим требованием, которое теперь предъявляют банки к систе­мам автоматизации своей деятельности, является блокирование вво­да платежных документов, приводящих к дебетовому сальдо. Если же такая ситуация не возникает и платежный документ не обладает некоррект­ными реквизитами, банковская технология предполагает однократный ввод информации в систему и автоматическое формирование прово­док по всем операциям. Это требование совпадает и с требованием разработчиков.

Выполнение проводок и изменение лицевых счетов должны осущест­вляться в реальном масштабе времени. Работа с единой информационной базой позволяет автоматически распространять любые изменения всех взаимосвязанных частей базы при внесении изменений в любую ее часть. Система должна обеспечивать постоянное изменение состояния лицевых счетов и ежедневный пересчет остатков на них с учетом дневных измене­ний. Этот пересчет должен давать возможность накопления месячных, квартальных и годовых оборотов по счетам. Лицевые счета должны проходить анализ на ситуацию «неоткрытый счет». Вновь открываемые счета получают автоматически присваиваемые номера. При необходимости клиент (при наличии системы клиент-банк) или сотрудник банка должен иметь возможность просмотра лицевого сче­та и оценки его динамики за заданный период.

 Мультивалютный режим. По характеру счетов БИС должна обеспечивать работу в мультивалютном режиме как с текущими и расчетными счетами, так и с различного рода депозитными, ссудными, контокоррентными и другими счетами, а также начислять различного рода проценты и комиссии.

Проектирование функциональной части ЭИС связано с выделением функциональных подсистем. Под функциональной подсистемой пони- мается некоторая часть общей системы управления, выделенная в соответствии с общностью функциональных признаков управления. Задачи управления, решаемые в банке, многоаспектны.

Функции управления из-за универсальности своего состава являются одним из наиболее распространенных признаков управленческих систем. Система управления банком, выполняя в целом функции, типичные для любых управленческих систем (планирование, учет и контроль, анализ и регулирование), обладает особенностями их распределения между элементами управленческой структуры. Эти функции неразрывно связаны между собой и всегда носят целевой характер.

Учет и контроль в банке представлены операционным и бухгалтерским учетом, которые тесно связаны между собой, поскольку аналитический уровень отражен в банковском учете лицевыми счетами, а каждый лицевой счет находится под определенным балансовым. В связи с тем, что каждый рабочий день заканчивается формированием баланса, проводки, изменяющих состояние лицевых счетов, что немедленно отражается на синтетических четах и в балансе. Статистический учет позволяет собрать сведения об изменении отдельных показателей за длительный период.

Анализ представляет собой функцию управления, которая позволяет распознать сложившуюся экономическую ситуацию как внутри, так и вне банка. В крупных банках существуют два независимых отдела, один из которых обеспечивает анализ внутреннего состояния банка, а другой анализирует внешнюю среду.

Планирование, основываясь на данных анализа, подготавливает возможные решения для выхода из сложившейся ситуации и достижения поставленных целей. При этом планирование внешних взаимодействий и планирование внутреннего состояния банка взаимосвязаны, хотя структурно они разделены и реализуются частично в процессе маркетинга (департамент маркетинга и развития банка), частично в отделе планирования (департамент экономического управления).

Подготовленные на этапе планирования решения реализуются в рамках функции регулирования. В зависимости от уровня цели можно говорить о перспективах управления. Существуют понятия стратегических и тактических целей. Оба эти понятия в известной мере условны, поскольку тактические цели, например, управления банка, могут являться стратегическими для другого уровня управления, например, кредитного отдела. Но, тем не менее, для банковской сферы можно разделить цели, а следовательно, и фазы управления по длительности периода управления на оперативные (один рабочий день), текущие (месяц, квартал) и перспек­тивные (год). Таким образом, можно говорить об оперативном, текущем и статистическом учете, планировании и анализе. Но анализ не существует сам по себе и служит подготовительной фазой для планирования и информационно базируется на учетных данных, отражающих фактическое состояние системы.

Объектом управления в банке может служить как деятельность подразделения или одного сотрудника, так и отдельная банковская операция, состоящая из ряда технологических этапов.

Одна из особенностей российских коммерческих банков заключается в том, что их деятельность, несмотря на формальную специализацию, носит в большинстве случаев универсальный характер. Это определяет в целом схожесть палитры услуг, а также определяет выбор структуры управления банком.

БУИС на предприятиях малого и среднего бизнеса При создании БУИС на небольших предприятиях использование ПЭВМ позволяет автоматизировать все процедуры по обработке информации на рабочем месте бухгалтера. Главное меню программного комплекса по автоматизации бухгалтерского учета на малых и средних предприятиях состоит из следующих основных модулей

Автоматизация банковской деятельности Многообразие оказываемых банком услуг и связанных с ними банковских технологий, особенности организации управления и отсутствия единой концепции автоматизации банковской деятельности обусловили появление на нашем рынке большого количества разнообразных банковских программных продуктов различных производителей


На главную