Лабораторные работы Курс лекций по информатике Локальная сеть

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ СТРАХОВАНИЯ

Страховой бизнес в России

Страхование – один из самых информационно насыщенных и информационно зависимых видов бизнеса. Автоматизация является одним из главных элементов стратегии развития страховых компаний. В страховой компании все бизнес-процессы тесно связаны, автоматизация отдельно взятой задачи практически ничего не дает, необходима сквозная автоматизация всех процессов в комплексе.

В страховом бизнесе основой всего является страховой продукт – услуга по различным видам страхования. Страховые продукты по одному и тому же виду страхования могут быть уникальными для разных страховых компаний, которые формируют и модифицируют свой набор условий, предлагаемый клиентам.

 В настоящее время новые информационные технологии,  основанные на прогрессивных методах и средствах обработки информации, использовании  баз данных и пакетов прикладных программ, широко используются в различных отраслях человеческой деятельности, одной из которых является страхование.

 Функционирующие  страховые фирмы имеют различную организационную структуру.

 Так, компания  Росгосcтрах имеет трехуровневую структуру: федеральный, региональный и местный уровни. Наряду с этим, существуют фирмы с двух- и одноуровневыми структурами. Определенная организационная структура страховой фирмы предполагает определенную технологию обработки и анализа информации.

 Фирмы со сложной организационной  структурой, как правило, имеют более сложные информационные технологии. Кроме того, технология сбора, обработки и передачи информации на вышестоящие уровни  в страховой компании с многоуровневой организационной структурой зависит от технической оснащенности каждого уровня и всей страховой компании. Персональные компьютеры, составляющие основу технической базы страховой компании, привели к широкому использованию  автоматизированных рабочих мест на различных уровнях: местном, региональном, федеральном.

  Технический уровень современных персональных ЭВМ, на базе которых создаются АРМ, позволяет делать их информационно-совместимыми друг с другом.

 Информация,  подготовленная на АРМ специалиста одного подразделения, может использоваться без  повторной фиксации данных специалистами других подразделений страховой компании. Внутриуровневый обмен информацией осуществляется с использованием локальной сети.  Межуровневый обмен информацией в многоуровневой страховой компании, как правило, реализуется с помощью средств дистанционной связи или передачи магнитных носителей. Так, в страховой компании Росгосстрах на местном уровне в результате автоматизированной  обработки данных формируются по определенной структуре файлы телеграмм, которые передаются на региональный уровень. С помощью соответствующего программного обеспечения  на региональном уровне осуществляется обработка полученных данных и формирование  по определенной структуре файлов данных для передачи их на федеральный уровень.

 Современные информационные технологии в страховании ориентированы на возможность адаптации к изменяющимся условиям работы страховых компаний:

1. Прежде всего, это вступление в силу закона «Об обязательном страховании автогражданской ответственности», который вызвал резкий рост количества договоров на страхование. А это означает большой рост объемов данных и появление других задач, решение которых невозможно без эффективных информационных систем. 

 2. Еще один важный фактор – изменение правил бухгалтерского и налогового учета и движение в сторону международных стандартов учета и отчетности. Достижение большей финансовой прозрачности компании для акционеров и руководства требует освоения новых методологий учета и построения совершенной информационной платформы с развитой аналитической подсистемой.

3. Рост различных видов страхования. Страхование жизни – самый востребованный вид страхования последних лет. Его доля в общем объеме взносов на протяжении 2003 г. колебалась на уровне 35 – 45%. Объемы по страхованию имущества, добровольному медицинскому страхованию (ДМС) и страхованию от несчастных случаев по итогам 2003 г. выросли.

 4. Другим достаточно активным направлением развития страхового рынка стали программы страхования финансовых рисков, непосредственно связанных с бурным ростом кредитования населения в нашей стране.

 5. Изменение законодательства, регулирующего лизинговую деятельность, вызвало появление в истекшем году новых страховых продуктов, рассчитанных на страхование ответственности лизингополучателей.

6. Появились и начинают внедряться в реальную практику страховые продукты, рассчитанные на защиту банков, осуществляющих потребительское кредитование.

Существуют проблемы, сдерживающие развитие страхового рынка России: неплатежеспособность потенциальных страхователей (как граждан, так и юридических лиц), несовершенство нормативно-правового регулирования страховой деятельности, монополизм крупных страховых компаний.

С другой стороны, у большинства страхователей существуют определенные страховые интересы, не удовлетворяемые российскими страховщиками: если рынок страхования лизинга по большей части сложился, что косвенным образом отражается в падении интереса к данному виду страхования у страховщиков, ранее активно на нем не работавших, то относительно страхования инноваций дело обстоит значительно хуже. Само понятие инновационных рисков для многих страховщиков нуждается в дополнительном пояснении.

 6.2. Преимущества автоматизации в сфере страхования  На необходимость в использовании в страховых компаниях автоматизированной системы управления указывает ряд следующих факторов, присущих страховому бизнесу: 

Регистрация, хранение и быстрая обработка большого объема информации. Технология страхования предусматривает обработку больших объемов данных. Планирование деятельности базируется на актуарных расчетах и статистической обработке огромного объема информации, который накапливается на протяжении значительного периода времени. Это предъявляет повышенные требования к надежности хранения данных, поддержки их целостности и достоверности.

Оперативность принятия решений в условиях динамично меняющихся внешних обстоятельств. Выполнение договорных условий требует оперативной обработки и своевременной подготовки данных.

Необходимость в информационном взаимодействии подразделений страховой компании. Накопление и обработка данных происходит в различных подразделениях компании. При отсутствии автоматизированной системы управления сложно наладить постоянную информационную связь подразделений в рамках страховой компании в целом.

Использование автоматизированной информационной системы дает возможность:

повысить эффективность управления компанией за счет обеспечения руководителей и специалистов максимально полной, оперативной и достоверной информацией; это позволит руководству оперативно получать сводные данные, характеризующие финансовое положение компании в целом, оценивать эффективность работы подразделений, определить результаты деятельности по тому или иному виду страхования;

снизить расходы на ведение дел компании за счет автоматизации процессов обработки информации и упрощения доступа сотрудников компании к информации;

аналитическим службам проводить актуарные расчеты на основе единого банка данных, что позволяет компании осуществлять разумную тарифную политику;

руководителям среднего звена анализировать деятельность своего подразделения и оперативно готовить сводные и аналитические отчеты для руководства и смежных отделов;

повысить эффективность обмена данными между отдельными подразделениями и филиалами компании;

гарантировать  полную безопасность данных на всех этапах обработки информации;

изменить характер ручного труда сотрудников, избавляя их от выполнения рутинной работы и давая возможность сосредоточиться на про-

фессионально важных обязанностях.

6.3. Автоматизированные информационные системы страхования

Существует ряд автоматизированных информационных систем страхования: «ПАРУС-Страхование 6.х», «Инфо-Страхование», «РЕСО-Гарантия», комплексная информационная система «АПРИОРИ» и т.д.

Рассмотрим базовые принципы построения автоматизированной информационной системы страхования на примере системы «ПАРУС-Страхование 6.х»:

Комплексность. Задача автоматизации решается на основе комплексного подхода, при котором обеспечивается информационное взаимодействие всех основных подразделений страховой компании, в том числе отделов страхования, бухгалтерии, экономических, плановых и маркетинговых служб. Это взаимодействие полностью автоматизировано. Прямым следствием комплексного подхода является высокая достоверность и оперативность любой статистической информации, получаемой из системы. 

Система построена по модульному принципу, обеспечивающему гибкую комплектацию системы в соответствии с особенностями деятельности компании, ее структурой и потребностями. В состав «ПАРУС- Страхование 6.х» входят полностью совместимые модули: «Страхование имущества и ответственности», «Личное страхование», «Перестрахование», «Бухгалтерский учет», «Анализ и отчетность», «Администратор». Каждый из них (кроме модуля «Анализ и отчетность») может работать как в автономном режиме, так и в тесном взаимодействии с другими модулями.

Система использует единую базу данных, которая содержит всю вводимую информацию, а также описание части бизнес – логики для обработки этой информации. «ПАРУС-Страхование 6.х» является многопользовательской системой, обеспечивающей работу большого числа пользователей. В единой базе данных содержится информация за длительный период (десятки лет), что предоставляет широкие возможности для анализа эффективности бизнеса. «ПАРУС-Страхование 6.х» позволяет построить территориально распределенную корпоративную систему, объединяющую центральный офис и удаленные филиалы.

Система реализована в архитектуре «клиент – сервер», что придает ей все те качества, которым должна удовлетворять корпоративная информационная система. Система приобретает возможность работы с большими объемами информации, высокую производительность обработки данных, надежную защиту от несанкционированного доступа к данным, высокую надежность хранения информации, непротиворечивость данных за счет задания правил целостности, возможность работы с распределенными базами данных, тиражирование, масштабируемость.

5. Система интегрирована с операционными системами семейства Windows, в связи с чем снижается стоимость системы за счет отсутствия расходов на разработку и развитие собственных аналогов готовых универсальных программ.

6. Соответствие системы страховому законодательству и сложившейся практике российского страхового бизнеса.

Информационные системы ведения реестра и депозитарные системы С развитием фондового рынка возникла необходимость учитывать принадлежность ценных бумаг конкретным инвесторам. Эти функции выполняют регистраторские или депозитарные организации. В различных странах их функциональное назначение неоднозначно: в общем случае выделяют германскую (европейскую) и американскую модели рынка.

Информационная система внебиржевой торговли – информационная система, поддерживающая совершение сделок с ценными бумагами вне фондовой биржи и реализующая операции с ценными бумагами в рамках внебиржевых технологий фондового рынка.


На главную