Лабораторные работы Курс лекций по информатике Локальная сеть

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

Структура информационной системы управления

 Информационная система управления объектом − совокупность информационных потоков, средств обработки, передачи и хранения данных, а также сотрудников управленческого аппарата, выполняющих функции по переработке данных.

 Автоматизация и создание информационных систем  являются на данный момент одной из самых ресурсоемких областей деятельности техногенного общества. Возникают автоматизированные системы управления, действие которых направлено на поддержание или улучшение работы объекта с помощью устройства управления (комплекс средств сбора, обработки, передачи информации и формирования управляющих сигналов  или команд).

 В настоящее время информационная система управления, в общем случае, состоит из четырех подсистем:

системы обработки транзакций;

системы  управленческих отчетов; 

офисной информационной системы;

системы  поддержки принятия решений, включая информационную систему руководителя, экспертную  систему и искусственный интеллект.

 Системы обработки транзакций оказывают помощь в выполнении операций. Обрабатывая транзакции, они насыщают информационную  систему данными, осуществляя регистрацию выполнения операций. Эти данные затем  используются в работе систем управленческих отчетов и систем поддержки принятия  решений. Волны с круговой поляризацией в гиромагнитных средах. Направление вращения магнитного момента определяется направлением постоянного подмагниченного поля. Если смотреть по направлению постоянного подмагниченного поля, то прецессия осуществляется по часовой стрелке. Поэтому имеет смысл вращение плоскости поляризации в ВЧ волне также связать не с направлением распространения волны, а с направлением силовых линий постоянного подмагниченного поля.

 Системы управленческих отчетов  периодически подготавливают сведения в виде отчетов заранее установленных форм. Эти отчеты затем используются менеджерами для принятия решений. СППР также применяются менеджерами, но для принятия решений на основе собственных моделей.

 Офисная информационная система представляет собой распределенную иерархическую сеть автоматизированных рабочих мест специалистов, построенных на базе персональных компьютеров и позволяющих каждому сотруднику выполнять работу с наименьшими затратами труда, быстро и качественно. ПК позволяет быстро настраиваться на задачи конкретного специалиста, совершенствовать стиль и методы управления конкретного руководителя.

 Офисные информационные системы позволяют повысить производительность труда менеджеров и справиться с возрастающим объемом работ.

 Часть управляющей информационной системы,  обширная система внешних связей предприятия, а также технологические и маркетинговые  процессы развития производства – это система поддержки принятия решений. СППР в современном понимании − это механизм развития бизнеса.

 СППР можно, в зависимости от данных, c которыми они работают, разделить на оперативные, предназначенные для немедленного реагирования на текущую ситуацию, и стратегические − основанные  на анализе большого количества информации из разных источников с привлечением  сведений, содержащихся в системах, аккумулирующих опыт решения проблем.

  СППР первого типа получили название Информационных Систем Руководства (Executive Information Systems, ИСР). По сути, они представляют собой конечные наборы отчетов, построенные на основании данных из транзакционной информационной системы предприятия  или OLTP-системы, в идеале адекватно отражающей в режиме реального времени все  аспекты производственного цикла предприятия.

 Для ИСР характерны следующие основные черты:

- отчеты, как правило, базируются на стандартных для организации запросах (число последних относительно невелико);

- ИСР представляет отчеты в максимально удобном виде, включающем, наряду с таблицами, деловую графику и мультимедийные возможности;

- как правило, ИСР ориентированы на конкретный  вертикальный рынок, например: финансы, маркетинг, управление ресурсами.

  СППР второго типа предполагают достаточно глубокую проработку данных, специально преобразованных так, чтобы их было удобно использовать в ходе процесса принятия  решений. Неотъемлемым компонентом СППР этого уровня являются правила принятия решений, которые на основе агрегированных данных подсказывают менеджерскому составу  выводы и придают системе черты искусственного интеллекта. Такого рода системы  создаются только в том случае, если структура бизнеса уже достаточно определена  и имеются основания для обобщения и анализа не только данных, но и процессов их обработки.

 11.2. Основные направления применения ИСУ

 Существует множество направлений применения ИСУ: ресурсы данных, стратегическое планирование, разработка программных средств, телекоммуникационные системы, портфели приложений  и др. Стратегическое планирование – процесс долгосрочного планирования, осуществляемый  организацией для установления цели и определения способов достижения цели. Выделяют также тактическое и оперативное планирование. 

 Стратегическое планирование  выполняет высший управленческий состав, разрабатывая генеральную стратегию, долгосрочные  цели и задачи организации, а также осуществляя мониторинг реализации стратегии и ее корректировку. 

 Тактическое планирование осуществляет средний управленческий состав, который разрабатывает кратко- и среднесрочные планы, сметы, подцели, разукрупняет стратегию по подразделениям, привлекая и размещая ресурсы, а также контролируя работу подчиненных организационных подразделений.

 Оперативное (контролирующее) руководство разрабатывает краткосрочные планы и программы, контролирует использование  ресурсов и реализацию поставленных задач конкретными рабочими групами.

  11.3. Влияние ИСУ на эффективность работы организации. Проблемы, связанные с внедрением ИСУ

 ИСУ оказывают влияние на многие характеристики организации. Рассмотрим более подробно наиболее важные из них.

 1. Производительность труда (операционная  эффективность). Она имеет отношение к скорости, стоимости и качеству выполнения  рутинных задач. 

 2. Функциональная эффективность может быть улучшена за счет применения СППР. Например, компания American Express, производящая кредитные  карточки, для повышения эффективности функций разрешения кредита использует системы искусственного интеллекта. Эти системы объединяют в себе мастерство всех лучших менеджеров по кредиту.

 3. Качество обслуживания клиентов.

 4. Создание  и улучшение продукции. 

 5. ИСУ открывают перед компанией возможность изменения  основ конкуренции. Например, в 70-х годах XX века один крупный дистрибьютор журналов и газет начал фиксировать информацию о еженедельных поставках и возврате печатной продукции от каждого продавца. После этого он использовал программу, которая определяла доход от единицы площади каждого издания для каждого продавца, затем сравнивал полученные результаты, группируя их по экономически и этнически подобным районам. После этого дистрибьютор сообщал каждому из продавцов оптимальный для его района ассортимент изданий. Это позволило увеличить доход дистрибьюторам и розничным торговцам.

 6. Закрепление клиентов и отдаление конкурентов. Информационные системы конкурентоспособных преимуществ производят такие информационные продукты  и услуги, которые содействуют привлечению клиентов к своей фирме за счет клиентов  конкурента.

 Внедрение ИСУ порождает ряд проблем:

 1. ИСУ включают  в себя большое разнообразие сложно согласуемых областей данных: функциональные области бизнеса (учет, финансы, маркетинг), поведение людей в организации, компьютеры, управление данными, телекоммуникации и вычислительные сети и др.

 2. Информационные  технологии развиваются очень быстро, и возникает необходимость создавать методы  сравнения различных тенденций развития информационных технологий, проблем, возможностей.

 3. Быстрые темпы развития компьютерных технологий приводят к частому переосмыслению и изменению терминологического аппарата. 4. Накопленные знания в области ИСУ являются новыми, и формирование знаний в области ИСУ затруднено  также тем, что отсутствует возможность проведения экспериментов.

 5. Между персоналом ИСУ и менеджерами не существует в достаточной степени доверия и симпатий. Исследователи утверждают, что нередко персонал ИСУ увлекается предметом своей профессии, не уделяя достаточного внимания потребностям организации.

 6. Не существует универсальных методов для определения расходов на ИСУ. Эта проблема в последние годы приобрела очень большое значение в связи с резким увеличением инвестирования ИСУ.

Основные задачи государственной статистики Государственная статистика − одно из важнейших звеньев в системе управления экономикой страны. Основными задачами государственной статистики являются: сбор, обработка и представление статистической информации различным пользователям о деятельности всех отраслей экономики и подведомственных им предприятий; разработка научно обоснованной статистической методологии, соответствующей потребностям общества на современном этапе, а также международным стандартам; гарантирование полноты и научной обоснованности всей официальной статистической информации; координация статистической деятельности органов управления экономикой и обеспечение проведения ими отраслевых (ведомственных) статистических наблюдений; предоставление всем пользователям равного доступа к открытой статистической информации путем распространения официальных докладов о социально-экономическом положении страны, отраслях и секторах экономики.


На главную